Домашняя
Новости
Биография
Библиография
East-West
Фотоальбом
Арт-проекты
Интервью
Искусствоведение
Кино
Книги
Музыка
Отзывы
Пресса
Живая речь
Журналистика
Форум
Контакты

ТЕНЬ СТРЕЛЫ (заявка на полнометражный художественный фильм)

Фильм «Тень стрелы» – о легендарном бароне Романе Унгерн фон Штернберге и его Азиатской дивизии (гражданская война в Южной Сибири и в Монголии). Об Унгерне в русском кинематографе пока не было серьезного фильма,тем более, попытки взглянуть с разных точек зрения на эту неординарную личность, задавшую трагический тон всему ХХ-му веку, замешанному на противостоянии Востока и Запада.

В фактуре и в образной ткани фильма – безумие любви, накладывающейся на безумие времени, предательства и заговоры соратников барона; мистическим лейтмотивом проходят бесстрастные служители тибетской религии бон, которые в священных пещерах топят в меду своих жертв. Идея фильма – через призму полузабытой и почти мифологической личности Унгерна показать страдания и радости двух великих этносов – русских и монголов, что окунулись, захлебываясь, в водовороты истории. Сюжетная канва: барон Унгерн – генерал своей армии, где вперемешку – сибирские казаки и тибетцы, благородные русские офицеры и приблудные голодранцы. Екатерина Терсицкая, жена атамана Семенова, влюбляется в его брата, офицера Иуду, и бежит с ним из ставки в Ургу. Из Азиатской дивизии тем временем исчезают солдаты. Заговор? Или иные, тайные силы?

Унгерн готовит взятие Урги. Штурм увенчивается победой. Свергнута власть китайцев-гаминов. Унгерн, в качестве цин-вана, князя и военачальника, присутствует на коронации Богдо-гэгэна. Контрасты: древняя мистерия праздника Цам - зверства солдат Унгерна в покоренной Урге.

Атаман Семенов убит в юрте, после пьяной ссоры с женщинами – Катей и маркитанткой Машкой. Кто его убил? Катя, не помня ничего из последствий ночной оргии, берет вину на себя. Унгерн приказывает ее казнить. Иуда спасает Терсицкую в последний момент, появляясь на пороге юрты и выбивая у Кати из рук стакан с тибетским ядом. Они оба скачут на конях в Ургу, где находят пристанище у друга Иуды, ламы Доржи.

Сопротивление красным войскам казаков и офицеров, преданных барону, обречено на гибель. Тайну исчезновения людей из войска Унгерна разгадывают казак Осип Фуфачев и офицер Иуда Семенов: они проникают в пещеру, где под каменными плитами нашли кончину те, кого адепты бон-по превратили в материал для изготовления напитка бессмертия. В последней схватке кинжал-пурба в руке Бессмертного обрывает жизнь Кати.

В финале романа, в буддийском монастыре в горах, среди послушных учеников тибетского римпотше – девушка, облаченная в одежду ламы. Она повторяет за учителем священную мантру Огня. Катя ли это, выжившая чудом? Или другая русская, оказавшаяся на чужбине?

Живое предание – монгольский военачальник Джа-лама, друг Унгерна, голову которого после его казни, вздетую на пику, возят повсюду с собой для устрашения народа красные монголы, великолепие ургинских монастырей, скачки на горячих конях в степи, загадочный Ташур, предводитель тибетской сотни, быт и героизм русских казаков, утонченная китайская принцесса Ли Вэй, жена Унгерна, с непредставимо страшной судьбой (жрец бон-по живую кладет ее под каменную плиту в священной пещере) - все это наполняет фильм энергетикой, мощной жизненной силой Востока. Роскошь обрядов и аскетизм мудрецов, ужас войны и обжигающая пламенем степного костра любовь складываются в цельную яркую фреску, где герои одновременно и романтично-живописны, и жестко-реалистичны. В Унгерне – это же сочетание: романтическая любовь к Востоку и неприкрытая жестокость поведения, апология солдатского бытия, аскетизм походного быта.

Весь фильм предполагается построить на контрастах: ругательства раненых казаков на льду реки – и дрожание веера в тонких пальцах жены богдо-гэгэна, свист пуль, гарь пожаров - и неподвижный, улыбающийся лик золотого Очирдара – Будды – в храме Гандан-Тэгчинлин.

«Унгерн никогда не был прагматиком, - пишет в своей статье о романе Елены Крюковой, по которому написан сценарий фильма, критик Валерий Крапивин. – «Самое наивысшее воплощение царизма, - писал барон, - это соединение божества с человеческой властью, как был богдыхан в Китае, богдо-хан в Халхе и в старые времена русские цари. Моя идея – создать кочевую монархию от Китая до Каспийского моря. Я за монархию».

Но Унгерн был не просто романтиком-монархистом. Он стал первым в ХХ веке ультраправым, деспотом – предшественником Муссолини, Гитлера, Сталина. И это будет показано в фильме: образ Унгерна с этой стороны его жизни пока знают немногие историки.

Достоверный психологический портрет барона на фоне бурной переломной эпохи – доминанта фильма, магнит, к которому притягиваются главные и второстепенные герои, мизансцены и эпизоды. Сакральные тайны Востока будут показаны не ради экзотики, а ради их правды, реализма – здесь это необходимый элемент эзотерики, придающий фильму художественную оригинальность и исторический колорит.

Видеоряд, актерская игра, исторические свидетельства, музыка, сюжетика, символика фильма создадут из образа легендарного барона НОВЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МИФ – тут Унгерн может встать в один ряд с Ричардом Третьим, Александром Македонским, Чингисханом (недаром некоторые исследователи впрямую называют его “потомком” или “наследником Чингисхана”). Это не значит, что фильм будет призван героизировать барона или возвести его на парадный исторический пьедестал. Напротив, подчеркнуты его безумие, политическое и религиозное, его жестокость, граничащая с патологией. Однако не обойдена вниманием его удивительная витальная, жизненная сила, толкавшая его на немыслимые завоевания и на бредовые военные подвиги.

Уникальным является и соединение в одной личности Унгерна некое “трехверие” - потомок рыцарей крестоносцев, по рождению лютеранин и тевтон, Унгерн крестился в православие, став из барона Роберта Романом Федоровичем, а потом, уже в Азии, принял буддизм, в который окунулся с восторгом, доходящим до фанатизма. Эта религиозная триада – лютеранство, православие, учение Гаутамы Будды – соединенная в одном герое, тоже выявится в фильме. Может, тут таится ключ к разгадке действий и поступков барона, к необъяснимой МИСТИКЕ его судьбы? А ведь эта мистика позже проявится в схватках ХХ века – на полях сражений в Европе, России и Японии в середине столетия, в азиатских “войнах Востока против Запада” - в конце века, в трагическом противостоянии Запада и Востока в начале века ХХ1-го – так замкнется круг истории, так знак “суувастик”покатится против солнца... От одного героя – к судьбам народа; от судеб народа - к осмыслению символов; от исторической реальности – к МЕТАИСТОРИИ – вот смысловой ход фильма.

Сценарий: Елена Крюкова (по одноименному авторскому роману)

Сайт создан в системе uCoz