|
Творческая биографияЕлена Крюкова начала творческий путь как музыкант. Она окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского как пиаснистка (класс проф. М. А. Федоровой) и органистка (класс проф. Л. И. Ройзмана) и работала в Нижегородской консерватории и в Иркутском оперном театре как концертмейстер и преподаватель камерного пения, в Иркутской филармонии – как концертирующая органистка. Ею была сыграна масса концертных программ – сольных, ансамблевых, фортепианных и органных. В ее репертуаре – произведения западноевропейских и русских композиторов ХVII – XX века. Ученики и воспитанники Елены Крюковой работают на российских и мировых оперных и концертных сценах. Параллельно с занятиями музыкой, с гастролями и преподавательской деятельностью Елена писала стихи и наконец выступила перед российской читательской аудиторией как поэт. Ее стихотворения, наполненные энергией и силой, контрастами нежнейшей лирики и мощного симфонического размаха, в полной мере отражают трагизм и карнавальность, юродство и духовные высоты нашего времени. Такие корифеи русской литературы и русской литературной критики, как Евгений Евтушенко, Владимир Корнилов, Лев Аннинский, Игорь Золотусский, Даниил Гранин, Алла Марченко отзывались о поэзии Крюковой в высшей степени заинтересованно, отмечая эмоциональную и образную уникальность ее поэтики («Последние вспышки страсти до Крюковой были лишь у Цветаевой. Крюкова – внучка цветаевского темперамента, запертого в коммуналке» – Е. Евтушенко, «Строфы века», 1995; «ярчайшее дарование в лирике последних лет» – Л. Аннинский, журнал «Родина», 1996, № 6). Ее публикации в лучших российских литературно-художественных журналах – «Новом мире», «Знамени», «Дружбе народов» - приковывают к себе внимание российского и зарубежного читателя. В конце девяностых годов Елена Крюкова начинает писать прозу. Она работает в двух творческих ипостасях: в пространстве авторского, креативного романа («Юродивая» - опубликован в отрывках в журнале «Нижний Новгород» в 2001 году, вышел книгой в 2005 году в издательстве «Дятловы горы», Нижний Новгород, финалист премии «Ясная Поляна» - 2004 год; романы «Империя Ч», «Зимняя Война», «Красная Луна» вышли в свет в том же издателсьвте в 2007 году в рамках авторского проекта Крюковой «Роман-кино») и одновременно – в пространстве острого сюжета, смело экспериментируя с детективом, боевиком, триллером, готическим романом («Золото», Москва, «Лабиринт-пресс», 2000; «Изгнание из рая», «Железный Тюльпан», «Корабль обреченных», «Праздник вина», «Маска», «Кровавая палитра», «Аргентинское танго» - все опубликованы московским издательством «Центрполиграф» в 2002 – 2003 г.). В романе последнего времени – «Красной Луне» писательница поднимает темы и идеи, остро тревожащие социум (ультраправые, скинхеды, торговля человеческими органами, религиозные распри). Особенно интересны романы Крюковой, связанные с восточной тематикой, с волшебством азиатского колорита – «Империя Ч» («Дятловы горы», 2007), «Иероглифы нежности моей» (журнал «Нижний Новгород», № 4, № 6, 1997); из этой восточной серии выделяется роман «Тень стрелы» – своеобразный русский «Сегун», яркое и напряженное повествование о легендарном бароне Унгерне и его Азиатской дивизии. «Тень стрелы» вышел в свет в Праге («A.T.N.X.», 2004) и в Москве («Подвиг», 2004). Особняком в творчестве писательницы стоят романы, в которых звучит французская тема, нота прекрасной Франции: «Ночной карнавал» (Москва, «Центрполиграф», 2002), «Праздник вина», «Кровавая палитра» (там же). Франция оказала на нее большое влияние, вызвала к жизни то вихрево-остросюжетные, то карнавально-сказочные истории. Впрочем, для русских писателей Франция была и остается некой духовной Меккой, землей, вызывающей вдохновение. Крюкова здесь не исключение. Она приезжает во Францию вместе с мужем, художником Владимиром Фуфачевым, чтобы творить там, создавать новые произведения, устраивать выставки русского искусства. Стилистика романов Крюковой разная, как яркая палитра художника. Она смело пользуется не только литературными, но и киноприемами в композиции; динамика ее книг, при всей прописанности подробностей, заставляет вспомнить о лучших образцах мирового кино. Она умеет погрузить читателя в прелесть исторической эпохи и местного колорита («Тень стрелы») и передать напряженность скоростей и резкие контрасты нашей непростой эпохи («Красная Луна», «Золото»). География ее романов обширна – от кварталов Парижа до притонов Чайна-тауна, от романтических улиц старой Москвы до островов Белого моря, от диких монгольских степей до теплых волн Адриатики. Герои ее книг ярки и запоминаются надолго. Она умеет создать современный любовный миф («Империя Ч») и написать картину войны пугающе ослепительными мазками («Зимняя Война»). Ее роман «Юродивая» – пожалуй, ключевой для понимания тайного авторского кредо: героиня этого романа – русская блаженная, святая Ксения, скиталица, ходящая в рубище по дорогам и излечивающая людей любовью. Роман этот знаковый не только для творчества Крюковой, но, пожалуй, для всей русской культуры в целом, всегда находящейся в мифологическом противостоянии преуспевающего удачника, счастливчика и городского сумасшедшего. Кто выигрывает в конце концов? Ксения в «Юродивой» – тот образ, который, быть может, искупает все грехи нации, взявшей на себя непосильную ношу гордости и страданий. Так же, как в стихах Крюкова обладала симфоническим мышлением, в прозе она – человек-оркестр, всегда разная и в то же время узнаваемо темпераментная и живописная. Ее проза экзотична, как ее жизнь. Ее стиль страстен, как ее эмоции. Ее романное мышление мощно и объемно, как мышление художника, рисующего фреску. С 2004 года Елена Крюкова является автором и куратором международного культурного движения «ВОСТОК – ЗАПАД». Ее неутомимая деятельность на посту куратора вызвала к жизни презентации многих художественных проектов Движения, показанных в городах России, Франции, США, Германии, Бельгии и в других странах мира. В 2006 году Елена заключает первые договоры как киносценарист. Начинается работа над двумя фильмами по ее произведениям - «Изгнание из Рая» и «Delirium». Ее общение с известными режиссерами, продюсерами, деятелями кино – Эдуардом Реджеповым, Сергеем Лепским, Владимиром Любомудровым, Антоном Дедиковым, Владимиром Кроминым, Николаем Широким – началось недавно, но уже вдохновило Елену на создание нового литературного проекта - «Роман-кино». Елена стремится в новом проекте соединить лучшие начала киноискусства и писательства. Суровый лаконизм и чудо подробностей, динамизм действия и наплывы кадров, яркие герои и масштабная тематика – синтез кино и литературы возможен, и Крюкова доказывает это своей работой. В журнале «Крупный План» (Нижний Новгород), начиная с декабря 2007 года, будут публиковаться новые произведения проекта «Роман-кино»: «Гора Смерть», «Ярмарка», «Гостиница», «Царь», «Марс», «Новый Вавилон», «Пропасть». Елена Крюкова – автор-составитель уникальной книги «ШОКОЛАД: ВСЕМИРНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ». Книга находится в работе, но уже получены предложения показать ее в Москве и других мировых столицах на фестивалях шоколада и различных шоколадных праздниках. Издатель книги – Александр Бельтюков, «Нижегородский фонд помощи предпринимателям». Елена Крюкова и ее муж, известный в России и в мире художник Владимир Фуфачев, живут в Нижнем Новгороде. У них двое детей – сыновья: Николай Крюков и Осип Фуфачев. Николай занимается теоретической физикой, учится в физической докторантуре в университете г. Оберн (США, Алабама), он бакалавр английской филологии. Осип – солист рок-группы «Черный дождь», дипломированный художник-фотограф, автор ряда арт-проектов (фотография, дизайн, инсталляция, живопись). Увлечения Елены – плавание (летом) и аэрофитнес (зимой). В свободное время она пишет картины (холст, масло), любит заниматься садом и рыбалкой в своем загородном доме в Васильсурске, под Нижним Новгородом. |
© 2008, Е. Крюкова (контент), Н. Крюков (дизайн)