Домашняя
Новости
Биография
Библиография
East-West
Фотоальбом
Арт-проекты
Интервью
Искусствоведение
Кино
Книги
Музыка
Отзывы
Пресса
Живая речь
Журналистика
Форум
Контакты

Творческая биография

Елена Крюкова начала творческий путь как музыкант. Она окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского как пиаснистка (класс проф. М. А. Федоровой) и органистка (класс проф. Л. И. Ройзмана) и работала в Нижегородской консерватории и в Иркутском оперном театре как концертмейстер и преподаватель камерного пения, в Иркутской филармонии – как концертирующая органистка. Ею была сыграна масса концертных программ – сольных, ансамблевых, фортепианных и органных. В ее репертуаре – произведения западноевропейских и русских композиторов ХVII – XX века. Ученики и воспитанники Елены Крюковой работают на российских и мировых оперных и концертных сценах.

Параллельно с занятиями музыкой, с гастролями и преподавательской деятельностью Елена писала стихи и наконец выступила перед российской читательской аудиторией как поэт. Ее стихотворения, наполненные энергией и силой, контрастами нежнейшей лирики и мощного симфонического размаха, в полной мере отражают трагизм и карнавальность, юродство и духовные высоты нашего времени. Такие корифеи русской литературы и русской литературной критики, как Евгений Евтушенко, Владимир Корнилов, Лев Аннинский, Игорь Золотусский, Даниил Гранин, Алла Марченко отзывались о поэзии Крюковой в высшей степени заинтересованно, отмечая эмоциональную и образную уникальность ее поэтики («Последние вспышки страсти до Крюковой были лишь у Цветаевой. Крюкова – внучка цветаевского темперамента, запертого в коммуналке» – Е. Евтушенко, «Строфы века», 1995; «ярчайшее дарование в лирике последних лет» – Л. Аннинский, журнал «Родина», 1996, № 6). Ее публикации в лучших российских литературно-художественных журналах – «Новом мире», «Знамени», «Дружбе народов» - приковывают к себе внимание российского и зарубежного читателя.

В конце девяностых годов Елена Крюкова начинает писать прозу. Она работает в двух творческих ипостасях: в пространстве авторского, креативного романа («Юродивая» - опубликован в отрывках в журнале «Нижний Новгород» в 2001 году, вышел книгой в 2005 году в издательстве «Дятловы горы», Нижний Новгород, финалист премии «Ясная Поляна» - 2004 год; романы «Империя Ч», «Зимняя Война», «Красная Луна» вышли в свет в том же издателсьвте в 2007 году в рамках авторского проекта Крюковой «Роман-кино») и одновременно – в пространстве острого сюжета, смело экспериментируя с детективом, боевиком, триллером, готическим романом («Золото», Москва, «Лабиринт-пресс», 2000; «Изгнание из рая», «Железный Тюльпан», «Корабль обреченных», «Праздник вина», «Маска», «Кровавая палитра», «Аргентинское танго» - все опубликованы московским издательством «Центрполиграф» в 2002 – 2003 г.). В романе последнего времени – «Красной Луне» писательница поднимает темы и идеи, остро тревожащие социум (ультраправые, скинхеды, торговля человеческими органами, религиозные распри). Особенно интересны романы Крюковой, связанные с восточной тематикой, с волшебством азиатского колорита – «Империя Ч» («Дятловы горы», 2007), «Иероглифы нежности моей» (журнал «Нижний Новгород», № 4, № 6, 1997); из этой восточной серии выделяется роман «Тень стрелы» – своеобразный русский «Сегун», яркое и напряженное повествование о легендарном бароне Унгерне и его Азиатской дивизии. «Тень стрелы» вышел в свет в Праге («A.T.N.X.», 2004) и в Москве («Подвиг», 2004).

Особняком в творчестве писательницы стоят романы, в которых звучит французская тема, нота прекрасной Франции: «Ночной карнавал» (Москва, «Центрполиграф», 2002), «Праздник вина», «Кровавая палитра» (там же). Франция оказала на нее большое влияние, вызвала к жизни то вихрево-остросюжетные, то карнавально-сказочные истории. Впрочем, для русских писателей Франция была и остается некой духовной Меккой, землей, вызывающей вдохновение. Крюкова здесь не исключение. Она приезжает во Францию вместе с мужем, художником Владимиром Фуфачевым, чтобы творить там, создавать новые произведения, устраивать выставки русского искусства.

Стилистика романов Крюковой разная, как яркая палитра художника. Она смело пользуется не только литературными, но и киноприемами в композиции; динамика ее книг, при всей прописанности подробностей, заставляет вспомнить о лучших образцах мирового кино. Она умеет погрузить читателя в прелесть исторической эпохи и местного колорита («Тень стрелы») и передать напряженность скоростей и резкие контрасты нашей непростой эпохи («Красная Луна», «Золото»).

География ее романов обширна – от кварталов Парижа до притонов Чайна-тауна, от романтических улиц старой Москвы до островов Белого моря, от диких монгольских степей до теплых волн Адриатики. Герои ее книг ярки и запоминаются надолго. Она умеет создать современный любовный миф («Империя Ч») и написать картину войны пугающе ослепительными мазками («Зимняя Война»). Ее роман «Юродивая» – пожалуй, ключевой для понимания тайного авторского кредо: героиня этого романа – русская блаженная, святая Ксения, скиталица, ходящая в рубище по дорогам и излечивающая людей любовью. Роман этот знаковый не только для творчества Крюковой, но, пожалуй, для всей русской культуры в целом, всегда находящейся в мифологическом противостоянии преуспевающего удачника, счастливчика и городского сумасшедшего. Кто выигрывает в конце концов? Ксения в «Юродивой» – тот образ, который, быть может, искупает все грехи нации, взявшей на себя непосильную ношу гордости и страданий.

Так же, как в стихах Крюкова обладала симфоническим мышлением, в прозе она – человек-оркестр, всегда разная и в то же время узнаваемо темпераментная и живописная. Ее проза экзотична, как ее жизнь. Ее стиль страстен, как ее эмоции. Ее романное мышление мощно и объемно, как мышление художника, рисующего фреску.

С 2004 года Елена Крюкова является автором и куратором международного культурного движения «ВОСТОК – ЗАПАД». Ее неутомимая деятельность на посту куратора вызвала к жизни презентации многих художественных проектов Движения, показанных в городах России, Франции, США, Германии, Бельгии и в других странах мира.

В 2006 году Елена заключает первые договоры как киносценарист. Начинается работа над двумя фильмами по ее произведениям - «Изгнание из Рая» и «Delirium». Ее общение с известными режиссерами, продюсерами, деятелями кино – Эдуардом Реджеповым, Сергеем Лепским, Владимиром Любомудровым, Антоном Дедиковым, Владимиром Кроминым, Николаем Широким – началось недавно, но уже вдохновило Елену на создание нового литературного проекта - «Роман-кино». Елена стремится в новом проекте соединить лучшие начала киноискусства и писательства. Суровый лаконизм и чудо подробностей, динамизм действия и наплывы кадров, яркие герои и масштабная тематика – синтез кино и литературы возможен, и Крюкова доказывает это своей работой. В журнале «Крупный План» (Нижний Новгород), начиная с декабря 2007 года, будут публиковаться новые произведения проекта «Роман-кино»: «Гора Смерть», «Ярмарка», «Гостиница», «Царь», «Марс», «Новый Вавилон», «Пропасть».

Елена Крюкова – автор-составитель уникальной книги «ШОКОЛАД: ВСЕМИРНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ». Книга находится в работе, но уже получены предложения показать ее в Москве и других мировых столицах на фестивалях шоколада и различных шоколадных праздниках. Издатель книги – Александр Бельтюков, «Нижегородский фонд помощи предпринимателям».

Елена Крюкова и ее муж, известный в России и в мире художник Владимир Фуфачев, живут в Нижнем Новгороде. У них двое детей – сыновья: Николай Крюков и Осип Фуфачев. Николай занимается теоретической физикой, учится в физической докторантуре в университете г. Оберн (США, Алабама), он бакалавр английской филологии. Осип – солист рок-группы «Черный дождь», дипломированный художник-фотограф, автор ряда арт-проектов (фотография, дизайн, инсталляция, живопись).

Увлечения Елены – плавание (летом) и аэрофитнес (зимой). В свободное время она пишет картины (холст, масло), любит заниматься садом и рыбалкой в своем загородном доме в Васильсурске, под Нижним Новгородом.

Сайт создан в системе uCoz