Домашняя
Новости
Биография
Библиография
East-West
Фотоальбом
Арт-проекты
Интервью
Искусствоведение
Кино
Книги
Музыка
Отзывы
Пресса
Живая речь
Журналистика
Форум
Контакты

ЛИЛИЯ, или МАТРЕШКА (заявка на полнометражный художественный фильм)

МАТРЕШКА БОЛЬШАЯ. Великая любовь старого поэта и молодой девушки. Он – столичная знаменитость, она – начинающая поэтессочка из медвежьего угла. Ей важно сделать карьеру, поэтому она отвечает на его любовь. Сначала по расчету, потом привязывается нему. У него есть жена и дети – ради нее он уходит из дома. У нее есть муж и ребенок в провинции, от которых она тщательно скрывает тайну своего столичного романа. Она приезжает к нему – они встречаются где угодно: в Москве в домах у друзей, в метро, в подворотнях, он снимает избу в деревне, парит ее в бане. Скитаются как могут. Им дает пристанище его друг, фермер под Костромой. Пруд с лягушками и лилиями. Голый старый поэт лезет в пруд, рвет лилии своей любимой. На берегу квакает синяя лягушка. Поэт – хороший печник – кладет в строящемся доме у фермера печь. В этом же доме они ночуют.

Ночью поэт рассказывает возлюбленной, как он когда-то любил женщину. «Это была моя лучшая женщина. А мне было десять лет. Я никого так не любил, как ее.» - «И даже меня?» - «Только тебя».

МАТРЕШКА ВТОРАЯ. Метель, зима, мороз, лагерь на Новой Земле. Ледовитый океан. Камни, расстрельный ров. Зэков ведут на расстрел, ставят на краю рва, стреляют с громкими воплями, визгами – палачи пьяны. Пули свистят мимо, не попадают в казнимых. Люди, обливаясь кровью, валятся в ров. Ветер с моря. Седые волосы красавицы-женщины треплются по ветру. Она улыбается. Пули свистят. Она вынимает из мешочка на груди красными от мороза пальцами сухой цветок, лилию. Подносит к обветренным губам. Пуля попадает в нее. Она падает в ров. Пьяный охранник подходит к ней, бесцеремонно лезет ей в рот, ища золотые коронки. Она еще жива. Мешочек и сухой цветок – на груди. Его сдувает ветер. Стоны, крики расстреливаемых. Шепот женщины: «Я люблю тебя… я люблю… тебя…»

По берегу моря, босиком по камням, идет странная девушка, одетая в рубище. У нее такие же синие глаза, как у расстрелянной женщины. Над ее головой легкое сияние. Она протягивает руки к трупам. Подходит к ним, наклоняется над ними. Отирает с лиц предсмертный пот. Улыбается. Шепчет слова утешения. Женщина еще жива. Это ее последние минуты. «Я тебя вижу?.. Ты настоящая?.. Господи, благослови…» Умирает. Глаза открыты, неподвижный взгляд смотрит в синее ледяное небо. Улыбка на лице странной девушки.

МАТРЕШКА ТРЕТЬЯ. Провинциальный русский город на Волге. Война, 1943 год. Десятилетний мальчик Володя Леонович (Лодик) берет уроки музыки и немецкого языка у Екатерины Петровны Сулхановой, урожденной Меладзе. Красавица грузинка: черные, уже седые волосы, ярко-синие глаза, волосы всегда под сеточкой с жемчугами. Мальчик влюбляется страстно. Еле дышит, когда Сулханова поправляет ему руку на клавишах рояля. Решает нарвать ей лилий в пруду. Лезет за лилиями. Запутывается в стеблях. Тонет. Выбирается на берег чудом.

Признается в любви Сулхановой. Она смеется.

Он бросает ходить к ней на уроки. Врет матери, что ходит. Мать исправно платит деньги за уроки Сулхановой. Сулханова берет деньги, молчит. Мальчик прибегает к ней однажды вечером. Резкий ветер с Волги, март, мокрый снег. Он весь мокрый, продрогший. Она раздевает его молча, растирает водкой, дает выпить водки. Кормит блинами с тарелки, из рук, как зверька. Он хочет поцеловать ее руки, ее грудь. Попытка первого эроса. Все тонко, страшно, на грани дозволенного. Она понимает детскую любовь. То отвечает ему на ласки, то отталкивает его. «Нельзя! Ты же еще ребенок… Ты согрелся? Ступай!» Он решает покончить с собой. Ледоход, весна, берег Волги (в те годы быстро текущей). Он прыгает в воду с пристани. Его спасает простая крестьянка, прыгающая за ним в Волгу в чем была, в одежде и сапогах. Крестьянка отчаянно лупит его на берегу, плача и матерясь. «Где ты живешь?» Отвозит его домой на телеге. Он, замерзший, заболевает воспалением легких, умирает, выживает. В бреду кричит: «Кетеван, Кетеван…» Дома у Сулхановой. Она зажигает свечи и играет ему на старом рояле Бетховена. Плачет. Он сидит на полу и обнимает ее ноги. Над роялем – портрет Вождя. «Если бы ты знал, Лодик, как страшна любовь! Пока меня не убили – пока ОН меня не убил - я расскажу тебе…»

МАТРЕШКА ЧЕТВЕРТАЯ. Двадцатые годы. Москва после смерти Ленина. Сталин у власти. Почти нереальный город: советчина переплелась с убитой стариной, подворотни графских особняков – рядом со скелетной арматурой «строек века». Беспризорники, бандитизм. НЭП. Екатерина Сулханова не убежала за границу, как ее муж, князь Сулхан-Гирей. Она осталась в Москве. Голодает. Дает уроки музыки и немецкого языка. Ее раздевают на улице – зима, ночь, метель, показывают ножик, она снимает с себя все – шубку, шапочку, сапожки, отдает сумочку с последними деньгами. Стоит в одном платьице на морозе, босиком. Бандиты валят ее в сугроб, пытаются изнасиловать. Внезапно рядом с сугробом тормозит машина. Выходят два человека. Оба – грузины. Это Берия и Сталин. Их везут с вечеринки в Кремль. Дрожащую Екатерину сажают в машину. Увозят с собой. Страсть Сталина к Екатерине. Берия тоже влюбился. Два соперника. Сулханову держат в секретных комнатах Кремля. Оба – и Берия, и Сталин – приходят к ней. Сталин сразу же дает Берии понять: эта женщина моя. «Будем за нее драться?» - «Будем». Поединок глазами. По лицу Сталина течет пот. Берия не выдерживает, опускает глаза. Все попытки Сталина добиться любви Сулхановой оканчиваются ничем.

Ночь со Сталиным. Сулханова как мертвая. Сталин НЕ МОЖЕТ любить живой труп. Кое-что понимает. «Вы любите кого-нибудь?» - «Я люблю своего мужа». – «Где он?» - «Очень далеко. Вы не убьете его. Вы не найдете его». – «Люби меня, детка, и у тебя будет все!» - «У меня никогда не будет ничего». Мертвый, ледяной взгляд. Сталин плачет на коленях перед кроватью. Он отпускает Сулханову. Она возвращается к себе в коммуналку. Письмо из Франции, от мужа, ей передает в привокзальном ресторанчике знакомый пианист, вернувшийся с гастролей из Парижа. Она прячет письмо в рукав. Дома читает его, слезы текут по щекам прямо на бумагу. «Я всегда буду любить тебя. Я любил тебя до твоего рождения и буду любить даже после…Когда ты состаришься, я буду возить тебя в колясочке…»

МАТРЕШКА ПЯТАЯ. Кетеван Меладзе и князь Георгий Сулхан-Гирей. До революции. Ялта, Ливадия, Царская семья. Князь беседует с Царем и Царицей, играет с Великими Княжнами. На террасе у моря встречает молодую Кетеван. Их номера в гостинице рядом. Он приходит к ней в номер с крюшоном и огромным букетом цветов: лилии, розы, магнолии. Подарки, брильянты, угощения – все бессильно. Она не любит его. На все ухаживания: «Нет!» Ночью он проникает к ней номер и пытается взять ее силой. Она борется, потом подчиняется. За одну ночь – огромная дорога: от яростной ненависти до глубокой страсти. Утром просыпаются счастливые. Солнце заливает номер. На столе – блюдо с арбузом, в котором крюшон. Князь кладет ей на голую грудь лилию. Она целует цветок.

На стене номера – икона Божьей Матери Хахульской. Юное лицо. Улыбка. Нимб в виде легкого сияния над головой.

Сценарий: Елена Крюкова

Сайт создан в системе uCoz