Домашняя
Новости
Биография
Библиография
East-West
Фотоальбом
Арт-проекты
Интервью
Искусствоведение
Кино
Книги
Музыка
Отзывы
Пресса
Живая речь
Журналистика
Форум
Контакты

«ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ» (заявка на полнометражный художественный фильм)

Он приехал в столицу из Сибири – молодой, талантливый, жадный до жизни художник Дмитрий Морозов. Он, нищий самоучка, стремится к роскошной жизни, мечтает о богатстве и славе. Встреча на Старом Арбате с таинственной красавицей, рыжеволосой бестией с дьявольским огнем в зеленых глазах круто меняет его жизнь. Кто эта женщина? Дмитрий не знает. Но теперь она все время будет стоять за ним и дирижировать его поступками.

Митя в водовороте страстей. Он становится на путь соблазна. Деньги текут к нему рекой. Все наслаждения мира падают к ногам вчерашнего неудачника. Но цена этому – череда обманутых, ограбленных, уничтоженных людей. Дьявол хитер, и за свои услуги он берет непомерно большую плату. У женщины-дьявола человеческое имя - Инга. Она преследует Митю. Он в ее власти.

Эмиль Дьяконов, богач и мафиозо, берет Дмитрия в семью, приближает его к себе, понимая: молодой хищник далеко пойдет, будет ему хорошим помощником. Эмиль узнает, что Митя владеет картиной кисти Тенирса – «Изгнание из рая». Картину выкрали у пожилой семейной пары приятели Мити, когда он работал дворником и жил в коммуналке в Столешниковом переулке. Эту картину дорого купила женщина, жена японского миллионера, влюбившаяся в Митю. Анна Канда погибает от его руки – лишь потому, что он, получив деньги, захотел ВЕРНУТЬ СЕБЕ картину. Так началась погоня за призрачным счастьем огромного богатства.

Митя покупает и продает квартиры, переезжает из одного жилья в другое, более роскошное. В одном из домов, где он живет, его соседка, Ирина Голицына, из княжеского рода, рассказывает ему о фамильных драгоценностях и показывает их, вынимая из шкатулки. Митя крадет драгоценности. Старуха Голицына умирает от горя: Дмитрий становится и ее невольным убийцей. Митя и Эмиль везут картину на аукцион в Париж. Продают там – вдесятеро дороже. Митя отбивает жену у своего парижского друга Андрея, сына Эмиля, и увозит Изабель Рено в Москву. Перед молодой парой открываются перспективы безоблачного счастья. Изабель убивает неизвестная рука, когда молодая женщина приходит на оперный спектакль в Большой театр. Кто такая Инга? Почему она стоит у Мити за спиной? И возможно ли разрубить этот треугольник: ЧЕЛОВЕК – БОГ – ДЬЯВОЛ? Когда Митя прилетает однажды в Турин и оказывается перед Плащаницей, выставленной (редкое событие!) для обозрения, ему приходит видение. Иисус идет к нему босиком по снежному полю и говорит: «Я еще люблю тебя». Митя в смятении.

Даже светлый друг, Константин Оболенский, появившийся у Мити в жизни, не может спасти его от надвигающейся тьмы. Котя Оболенский возит Митю по старым монастырям, пытаясь приобщить к древним корням России, к вере отцов. Константин едет на чеченскую войну, чтобы искупить вину ЗА ВСЕХ, которую он, как человек духовный и верующий, остро чувствует. На войне Котя лишается руки, его отправляют назад в Москву. Он принимает постриг в одном из приволжских монастырей. Митя приезжает к нему в гости в монастырь. Но вера, Бог все равно далеки от него. Тогда он возвращается в Москву и пускается во все тяжкие – пьет, гуляет, играет, проматывает деньги.

Эмиль Дьяконов везет его в Венецию. Проститутка, с которой Митя спит в отеле, - снова Инга! Она убивает двух японцев, что настигли Митю, желая отомстить за убитую им мадам Канда. Митя летит в Нью-Йорк, чтобы устроить там персональную выставку – последняя попытка остаться в мире не вором и подлецом, а художником. В Нью-Йорке он живет в семье, глава которой, Фостер, когда-то купил картину Тенирса на парижском аукционе. Митя убивает Фостера и его жену, снова – в который раз – возвращая себе картину, которая становится все дороже. А холст его жизни, обильно политый потоками крови, становится все дешевле и презреннее.

Митя доходит до края судьбы, до откровенного сумасшествия. В отчаянии он хочет себя убить. Появляется Инга. Между мужчиной и женщиной начинается Последнее Сражение. Чем оно окончится? В финале фильма проходят безумной чередой, как вспышки молний во тьме, загадки и разгадки слепой Митиной судьбы. Он узнает, почему погибла Изабель; узнает, куда исчезали похищенные им драгоценности Голицыной. Только кто такая Инга, ему до конца узнать не дано. Митя одерживает верх. На полу его комнаты - бездыханное женское тело. Он пишет Коте безумную записку: «Я УБИЛ ДЬЯВОЛА. ЭТО ЖЕНЩИНА. ДЬЯВОЛА БОЛЬШЕ НЕТ НА ЗЕМЛЕ».

В монастыре над Волгой отец Корнилий – в миру Котя Оболенский – молится, поминая всех ушедших, усопших. Позже, на литургии в женском монастыре, куда о. Корнилий приглашен на службу, к причастию подходит женщина в черном платье. Послушницы за спиной шепчутся: «Израненную всю привезли...» Причастница поднимает на о. Корнилия пронзительные зеленые глаза. У Инги-дьявола были точно такие же.

Может быть, это Митя умер. А дьявол жив. Но разве дьявол подходит к причастию?

Фильм – знаковый для нынешнего времени России. Соблюден принцип динамизма классического экшна, привлекательного для зрителя: погони, кражи, схватки, убийства. Мифология судьбы художника, становящегося преступником, погружает в традиционную для русского искусства коллизию Преступления и неизбежного Воздаяния за него, создает психологический базис фильма. Изображена картина современного российского социума в полном вертикальном срезе – от утопающих в роскоши верхов до погибающих в ужасе нищеты низов; эта фреска впечатляет. Уже упомянутый треугольник «Человек – Бог – Дьявол» держит внутреннюю конструкцию мифоса, символа-знака, необходимого для прочтения не времени, но вечности.

Каждый зритель выберет в фильме наиболее близкий аспект. Это не исключает «многопластового» восприятия фильма.

Сценарий: Елена Крюкова (по одноименному авторскому роману)

Сайт создан в системе uCoz