|
ЕЛЕНА КРЮКОВА: «ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ» (полнометражный художественный фильм по одноименному роману)Елена Крюкова (литературный псевдоним Елена Благова) – поэт, прозаик, сценарист, член Союза писателей России. Ею написаны и изданы: четыре книги стихотворений, книга рассказов «Кровь польских королей», роман «Золото» («Лабиринт-пресс», Москва, 2000), авторский проект из восьми романов (под псевдонимом Елена Благова - «Изгнание из рая», «Железный Тюльпан», «Праздник вина», «Маска», «Корабль обреченных», «Кровавая палитра», «Ночной карнавал», «Аргентинское танго», «Центрполиграф», Москва, 2002 - 2003), роман «Тень стрелы» («A.T.N.X.», Прага; «Подвиг», Москва, 2004), роман «Юродивая» («Дятловы горы», Нижний Новгород, 2005). Кроме того, в авторском портфеле Крюковой – новые романы, сценарии, кинопроекты. «Изгнание из рая» - попытка изображения, средствами динамичного, насыщенного событиями экшна, показать драматические позиции, составляющие суть бытия сегодняшней России. В центре сюжета – «достоевская» коллизия, остросовременно поданная автором: Человек перед ликом Бога и перед личиной Дьявола. Внутри архетипического треугольника разворачивается действие фильма. Главные герои:
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СЦЕНАРИЯ Дмитрий Морозов приехал в столицу из Сибири. Нищий самоучка, он стремится к роскошной жизни. Встреча на Старом Арбате с таинственной красавицей, говорящей ему: «Я – дьявол», - круто меняет его судьбу. Митя становится на путь соблазна. Деньги текут к нему рекой. Все наслаждения мира падают к ногам вчерашнего неудачника. Но цена этому – череда обманутых, ограбленных, уничтоженных людей. У Мити в руках – картина кисти Тенирса «Изгнание из рая». Картину дорого покупает женщина, жена японского миллионера, влюбившаяся в Митю. Анна Канда погибает от его руки – лишь потому, что он, получив деньги, захотел ВЕРНУТЬ СЕБЕ картину. Так начинается череда погонь за призрачным счастьем и немыслимым богатством. В одном из домов, куда Митя переезжает, его соседка, Ирина Голицына, из княжеского рода, рассказывает ему о фамильных драгоценностях и показывает их, вынимая из шкатулки. Митя крадет драгоценности. Старуха Голицына умирает от горя: Дмитрий становится и ее невольным убийцей. Митя и Эмиль везут картину на аукцион в Париж. Продают там – вдесятеро дороже. Митя отбивает жену у своего парижского друга Андрея, сына Эмиля, и увозит Изабель Рено в Москву. Изабель убивает неизвестная рука, когда молодая женщина приходит на оперный спектакль в Большой театр. Когда Митя прилетает однажды в Турин и оказывается перед Плащаницей, выставленной (редкое событие!) для обозрения, ему приходит видение. Иисус идет к нему босиком по снежному полю и говорит: «Я еще люблю тебя». Митя в смятении. Константин Оболенский, друг, появившийся у Мити в жизни, не может спасти его от надвигающейся тьмы. Котя Оболенский возит Митю по старым монастырям, пытаясь приобщить к древним корням России, к вере отцов. Константин едет на чеченскую войну, лишается руки, принимает постриг в одном из приволжских монастырей. Митя приезжает к нему в гости в монастырь. Но вера, Бог все равно далеки от него. Тогда он возвращается в Москву и пускается во все тяжкие – пьет, гуляет, играет, проматывает деньги. Эмиль Дьяконов везет его в Венецию. Проститутка, с которой Митя спит в отеле, - снова Инга! Она убивает двух японцев, что настигли Митю, желая отомстить за убитую им мадам Канда. Митя летит в Нью-Йорк, чтобы устроить там персональную выставку – последняя попытка остаться в мире не вором и подлецом, а художником. В Нью-Йорке он живет в семье, глава которой, Фостер, купил картину Тенирса на парижском аукционе. Митя убивает Фостера и его жену, снова – в который раз – маникакально возвращая себе картину. Митя доходит до откровенного сумасшествия. В отчаянии хочет себя убить. Появляется Инга. Между мужчиной и женщиной начинается Последнее Сражение. В стремительных кадрах проходят чередой, как вспышки молний во тьме, загадки и разгадки Митиной судьбы. Митя одерживает верх. На полу его комнаты - бездыханное женское тело. Он пишет Коте безумную записку: «Я УБИЛ ДЬЯВОЛА. ЭТО ЖЕНЩИНА. ДЬЯВОЛА БОЛЬШЕ НЕТ НА ЗЕМЛЕ». Финал фильма открыт. В монастыре над Волгой отец Корнилий – в миру Котя Оболенский – молится, поминая всех ушедших и усопших. На литургии в женском монастыре, куда о. Корнилий приглашен на службу, к причастию подходит женщина в черном платье. Послушницы за спиной шепчутся: «Израненную всю привезли...» Причастница поднимает на о. Корнилия пронзительные зеленые глаза. Может быть, это Митя умер? А дьявол жив? РЕЖИССЕРСКИЕ ПОЗИЦИИ ФИЛЬМА Художественный фильм, снятый по роману Елены Крюковой, может стать знаковым для нынешнего времени и для кинематографа России. С одной стороны, в исходном тексте (в романе) строго соблюден принцип динамизма классического экшна, столь привлекательного для читателя-зрителя: погони, кражи, схватки, убийства. С другой – мифология отдельно взятой судьбы художника, становящегося преступником, погружает в традиционную для русского искусства коллизию Преступления и неизбежного Воздаяния за него. С третьей строны, в фильме ярко может быть изображена картина современного российского социума в полном вертикальном срезе – от утопающих в роскоши верхов до погибающих в ужасе нищеты низов; эта фреска впечатляет. С четвертой – уже упомянутый треугольник «Человек – Бог – Дьявол» держит внутреннюю конструкцию мифоса, символа-знака, необходимого для адекватного прочтения не времени, но вечности. Таким образом, каждый зритель может окунуться в то пространство фильма, которое будет ему ближе. Это не исключает восприятия фильма в целом – образно объемного, «многопластового». Фильм «Изгнание из рая» находится в работе. Фильму «Изгнание из Рая» может быть придан статус национального проекта: сюжет выражает не только оригинальность образа и энергетику действия, столь привлекательную для современного российского кинематографа, но и воплощает портрет нынешней России в полный рост, как она есть. |
© 2008, Е. Крюкова (контент), Н. Крюков (дизайн)