|
“РОМАН-КИНО”: БУРНЫЙ РОМАН ЕЛЕНЫ КРЮКОВОЙ С КИНОВ Центральной городской библиотеке Нижнего Новгорода писатель Елена Крюкова 14 сентября впервые в России представила авторский проект “Роман-кино” (совместно с Нижегородским издательством “Дятловы горы”). Три книги проекта только что вышли в свет - “Империя Ч”, “Зимняя Война”, “Красная Луна”. Прошли презентации проекта в Областной библиотеке и в гипермаркете “Лас Книгас”, на очереди – презентация 19 октября в книжном магазине “Дирижабль”. А потом три книги уедут в Москву – на московские премьеры. Елену Крюкову знают в Москве больше, чем в родном городе: у нее масса поэтических публикаций в знаменитых “толстых” журналах, недавно выходил большой экшн-проект в “Центрполиграфе” - восемь остросюжетных романов, а после издания романа “Тень стрелы” в Праге, в “ATNX”, он вышел в московском “Подвиге”. Кажется, Елена решила исправить “невнимание” к родному городу. Ее “Роман-кино”, совместный проект с издательством “Дятловы горы” (главный редактор Игорь Преловский), начался в Нижнем. Елена, роман, книга – это понятно. Почему “кино”? По романам проекта снимаются фильмы? “Роман-кино” - это мое нынешнее видение существования крупной формы в литературе. Я шла к этому авторскому ощущению долго. Ушло время повествовательных текстов. Важно соединить в тексте динамику экшна и мощный образ. Этой иной темпоритм литературы. Сейчас кино может многое открыть писателю. И я смело шагаю в это пространство. Значит ли это, что роман пишется как сценарий? Нет. Стиль, авторское дыхание никуда не исчезают. Есть другое чувство формы. Приемы кино писатель раньше копировал как внешние приметы – лаконизм, чередование сюжетных кадров. Я говорю об ином динамизме. У режиссера каждый метр экранного времени на вес золота. О чем ваши романы-кино? “Зимняя Война” - военная экшн-фреска. Много сюжетных линий, много людей – такая полифония войны. “Империя Ч” - сумасшедший Восток, русские Ромео и Джульетта в Японии, в Шанхае, на Дальнем Востоке. “Красная Луна” - о, я ее сама боюсь! Это жесткий роман-кино об ультраправых, о скинхедах. Я вытащила из скинхедов младшего сына, написав эту вещь. По вашим романам все-таки будут снимать фильмы? Или это пока мечта? Это не мечта, а работа! “Красную Луну” сейчас рассматривают два известных режиссера в Москве. Пока рано называть имена. Но на самом деле мой бурный роман с кино закрутился еще раньше! Зимой этого года началась работа над полнометражным художественным фильмом по моему роману “Изгнание из Рая” (“Тартуга-фильм”, Москва, продюсеры Вадим Венидиктов и Андрей Белый). С римским режиссером Антоном Дедиковым мы сейчас работаем над короткометражной лентой “Delirium”, съемки начнем совсем скоро. Московский режиссер Антон Борматов готов снимать фильм по роману “Юродивая” (“Дятловы горы”, 2005) - продюсеры работают над этим проектом. Я сама написала сценарий по роману “Тень стрелы” - о бароне Унгерне и его Азиатской дивизии, это роскошный материал для исторического блокбастера, но очень дорогостоящий мегапроект! И все же мы за него возьмемся. Мы – это кто? Мы – это я и мои партнеры по работе в кино. Это замечательные люди, личности, я верю в их успех. Вас не пугает, что Борис Акунин тоже сейчас начал книжный проект буквально под тем же названием? Нисколько! Это даже хорошо. Значит, мы с Акуниным поймали тенденцию. Я поймала ее раньше – и в смысле названия, слогана, и как авторский прием. Я напишу ему письмо, может, даже найдем общие рабочие пространства. А если нет – все равно я его опередила с брэндом! Значит, быстрее надо ехать в Москву и показываться там. Эти романы анонсированы в моем интервью “Литературной газете” в сентябре. - Расскажите о себе! Сначала - путь музыканта? - С Московской консерваторией мне повезло. Я занималась в фортепьянном классе Маргариты Федоровой, исполнительницы всего фортепианного Скрябина. В органном - у Леонида Ройзмана. Я аккомпанировала ученицам Елены Образцовой в ее студии. После Консерватории я работала в Нижегородской консерватории на вокальной кафедре, попутно учась пению, а потом - в Иркутском оперном театре и органисткой - в Иркутской филармонии. Концерты, ученики, работа до седьмого пота... и знали бы вы, какой орган тяжелый инструмент! - Зато - красивый, космичный... целый оркестр... - Да, и жизнь для меня звучит таким вот огромным оркестром. - Потом – стихи? Поэтический успех? - Мои стихи заметили Евтушенко, Корнилов, Марченко, Аннинский, Чухонцев. Их публикуют в "Знамени", "Дружбе народов", "Новом мире" – самых престижных «толстых» журналах. В Нижнем у меня последняя книга стихов "Сотворение мира" вышла давно, 9 лет назад. Там пять книг в одной: "Книга Исхода", "Кхаджурахо", "Реквием для отца среди ненаписанных картин", "Франция. Фреска", "Русское Евангелие". Сейчас готовлю трехтомник новых стихов, а книгу «Избранное» выложила на сайте stihi.ru. - А, понятно! "...среди ненаписанных картин" - вот и разгадка вашего общения с художниками? - Я куратор международного культурного движения «Восток – Запад», и у нас много арт-проектов. Мой отец был художником. Мой муж Владимир Фуфачев - художник. И великолепный. Мы с Володей занимаемся выставками в России и за рубежом, сотрудничаем с галереей "Dreiklang" в Касселе. Одна из ключевых задач «Востока – Запада» - найти общие архетипы для разных мировых культур. - Когда вы начали писать прозу, романы? - Лет десять назад. А любимые собственные книги у вас есть? Есть. Это «Юродивая», о скиталице-пророчице, и «Тень стрелы» - о бароне Унгерне. Они опубликованы. Из неопубликованных - «Врата Жизни – Врата Смерти». Хочу напечатать ее уже внутри нового проекта – она того стоит. Живое кино. - Вы фаталист? Верите в судьбу? - Говорят, у нас в генах все записано, что мы должны сделать в этом мире. Это и есть, может быть, письмена Бога. Над чем сейчас работаете внутри проекта «Роман-кино»? Это не секрет? Акунин вон не рассказывает... Не секрет. Работаю сразу над несколькими вещами. Проект «Ярмарка». Повесть «Delirium». Роман «Аллаху – Акбар» (это рабочее название, будет другое). «Врата...», я уже сказала. Роман о Царской расстрелянной Семье. Сценарий «Евразия». - Какова же задача вашего проекта? - Я хочу вернуть роману - роман. Вернуть жанру - его красоту, насыщенность и яркость. Сделать книгу не пошлой сюжетной завлекаловкой и не заумной вязью слов, а полноценным, полнокровным блокбастером. Хочу взорвать литературу изнутри, привнеся в нее драгоценности других искусств! - А вам никогда не хотелось написать тихий, лирический роман? Хотелось. Просто сейчас я - художник контрастов. Но мечтаю написать целиком любовную вещь - вроде "Тристана и Изольды". О, Боже мой, "Тристан" - это же тоже острый сюжет! Изольду бросают прокаженным, Тристан прыгает со скалы... Нет, никуда от экшна не уйти! Верите в свои авторские победы? Без вопросов! Иначе художнику незачем жить на свете. Интервью подготовила Людмила Зуева. Октябрь 2007 |
© 2008, Е. Крюкова (контент), Н. Крюков (дизайн)