Домашняя
Новости
Биография
Библиография
East-West
Фотоальбом
Арт-проекты
Интервью
Искусствоведение
Кино
Книги
Музыка
Отзывы
Пресса
Живая речь
Журналистика
Форум
Контакты

ЖЕЛЕЗНЫЙ ТЮЛЬПАН

У нас в гостях Елена Благова, чьи романы выходят в авторской серии в издательстве «Центрполиграф». Уже вышли три ее романа: «Изгнание из рая», «Железный Тюльпан» и «Праздник вина», в скором времени выйдут в свет романы «Маска» и «Корабль обреченных», за ними еще два…

Кто такая Елена Благова? «А что это за девочка, а где она живет?..» Перед нами – дебютант… или?.. С интересом смотрим на собеседницу. Молодая женщина, румянец, темные волосы, черные глаза, тип Лайзы Минелли…

Вы впервые выходите к читателю? Мы могли видеть какие-то ваши книги в продаже раньше, Елена?

Не впервые. Я поэт. «Этим и интересна» была. На протяжении десяти лет я публиковала стихи в толстых журналах. Я писала стихи и думать не думала о прозе. Хотя почему же, думала. Написала две книги рассказов. Никому не показывала.

Стеснялись? Ждали своего часа?

Да нет, просто слушала время.

Слушали?..

Я музыкант, мне «по ранжиру» положено СЛУШАТЬ. И в поэзии без абсолютного слуха не обойдешься. Романы я начала писать пять лет назад.

Благова – это псевдоним?

Да. Мое настоящее имя – Елена Крюкова. Оно скажет что-то важное читателям российских «толстых» журналов 90-х годов.

О чем ваши романы? Скажите – для тех, кто еще не читал!

Это острый сюжет. Но они все разные. Разные… как люди. Как лица. Как времена. «Изгнание из рая» – о судьбе молодого человека, попавшего из провинции в столицу. Он встречается с женщиной-дьяволом, такая вот «булгаковщина» наоборот. И все начинает катиться. Ему кажется – что вверх. Он достигает вершин, но за это с него берут такую непомерную плату!.. «Железный Тюльпан» - невероятная история о том, как молоденькая проститутка Алла подменяет погибшую эстрадную диву Любу Башкирцеву… там еще другая линия, собственно детективная, и еще параллельный сюжет, отправной точкой которого является картина, процарапанная на двери старого гаража художником-реэмигрантом, вернувшимся в Москву из Америки… Ну, много там всего, такой яркий компот… А «Праздник вина» - такой портрет двадцатого века, что ли. Главная героиня – журналистка – сталкивается с людьми, ведающими тайнами расстрелянной в 1918 году Царской семьи; это, конечно, экшн, и одновременно – очень лирический, глубоко любовный роман – не в смысле открытого Эроса, а в смысле глубины человеческих чувств. Кстати, мой личный гимн Франции и ее людям… и русской эмиграции, конечно…

Вы бывали во Франции?

Бывала. И жила. И работала там – делала выставки художников. У меня муж художник. Он получил Большую медаль на международной Биеннале в Гранд-Пале… и по приглашению французской Академии искусств мы оказались там еще раз и еще раз, муж работал в мастерских Академии, я помогала ему и другим художникам в экспозиции и в позиционировании выставок, писала статьи… и попутно – книгу стихов «Франция. Фреска»… и еще давала органные концерты в Лионе и Вьенне…

Органные? Вы органистка? Музыкант?

Да, представьте себе. Я окончила Московскую консерваторию по фортепиано – у Маргариты Федоровой, нашей знаменитой скрябинистки, по органу – у Леонида Ройзмана. Это великие люди, я счастлива, что училась у них. И без малого двадцать лет я отдала музыке как профессионал. Преподавала в Нижегородской консерватории, в Иркутском оперном театре… изумительное время было – Байкал, Саяны рядом, красота и мощь Сибири, там я впервые начала писать, взяла в руки перо…

Не жалеете музыку?

Жалею. Как не жалеть! Бог дает людям возможность выбора. Мне пришлось выбирать, как когда-то, скажем, Пастернаку – любимому ученику Скрябина. Музыка дала мне колоссальную школу – звукописи, красоты меняющегося ритма, чувство симфонизма, крупной формы. Если бы я не была музыкантом, я бы не писала романы. Роман – это своеобразная симфония. Симфония жизни, если хотите. Она сложна и полифонична, и в то же время библейски проста и красива. И безумна, как сама жизнь.

Байкал, Париж… Какие скитания! Вы, должно быть, отражаете вашу жизнь в ваших романах?

Совсем нет. Роман – не слепок с жизни. Вот, например, мой роман «Корабль обреченных» – это, по сути, история «Титаника», такое масштабное полотно. Там МОЕЙ жизни нет и в помине. Но это не значит, что я не прожила в нем жизни героев. Писатель – существо загадочное. Он проживает в своих произведениях много жизней. Вспоминаю Бетховена, его восклицание в одном из писем: «О, я хотел бы тысячекратно прожить свою жизнь!»

Ваша энергия потрясает. Вы столько всего уже пережили! Жизнь музыканта, жизнь поэта… Жизнь писателя-романиста… Кстати, вы, перейдя на прозу, продолжаете писать стихи?

Продолжаю. Но пока не публикую. Хочу предстать перед публикой, знающей меня – Елену Крюкову! – отнюдь не Елену Благову, меня знают и читают как поэта Крюкову – в новом качестве. Никогда нельзя закосневать, зацикливаться, клишировать себя. Самоповтор – вещь крайне опасная для художника.

Те, кто читал ваши романы, говорят: какие безумно смелые и в то же время изящно, красиво написанные острочувственные сцены! Вы считаете себя эротическим писателем?

Эротический писатель, детективный писатель… Прежде всего я – художник, что бы я ни писала – стихи, прозу, пьесу, сценарий. Эротические фрагменты важны для меня в книге точно так же, как и другие – ведь любовь – основа бытия. От основного инстинкта к великому празднику и великой трагедии Любви, созданной и как единение, и как борьба мужчины и женщины – это один из архетипов искусства, не правда ли? Я стараюсь высоко держать планку. Я пишу эти сцены не как «приманку» для читателя или «клубничку». Художник, если он художник, имеет право на яркое и сильное изображение Эроса. Запретных тем в искусстве нет. Важно, КАК это сделано.

Вышло три романа, на подступах четвертый… О чем ваша «Маска»? Расскажите!

В качестве интриги – два слова. Это мой «театральный роман», как я шучу. Главные герои – актеры. Шоумен и три актрисы. Красной нитью через романа проходит история любви Марии Магдалины, в фильме о которой, собственно, играют герои. Я не Скорцезе, и не надо на меня натравливать ортодоксальную церковь. Все искусство – как и жизнь – это борьба Света и Тьмы, не так ли? Пока больше ничего не скажу.

А «Корабль обреченных»? Тоже «фильмовая» вещь?

Тоже. Вообще я пытаюсь сделать вот что: соединить книгу и кино. Настало время ТАКОГО синтеза. Именно литература не как сыценарий – роман как СУПЕРФИЛЬМ, читая-смотря который ты начинаешь ЖИТЬ в нем, внутри него, становится его частью, его героем, слышать дыхание людей, ощущать дуновение ветра на коже. Невероятие реальности, одним словом.

Вы считаете, вам это удается в ваших книгах?

Как может автор что-то считать? «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», - сказал поэт когда-то. Я работаю. Книги – перед вами.

Вы работоспособный человек?

Я ужасная лентяйка! И всегда подстегиваю себя, как подстегивают лошадь: работай! Работай! Работай! Рабочее время – ночь. Это, конечно, плохо. Ночью надо спать, заниматься любовью или читать хорошие книги. Я ловлю время жизни, вкладывая его в свои романы. Ну, в этом-то одно из моих наслаждений жизнью и кроется. Банальнейший вопрос: ваши творческие планы, Елена? Написать много книг! Как того желал Коурасон Льоусвикинг у Халдоура Лакснесса в его гениальном романе «Свет мира».

Интервью брала Зоя Тарасова. Опубликовано в газете «Тверская, 13» в 2002 году

Сайт создан в системе uCoz