|
“Восток-Запад”: через призму традицииКартины “Буран” Владимира Логинова, “Рыбацкий баркас” Сергея Ледкова, “Натюрморт с селедкой” Константина Пьянова, “Охота зимой” Владимира Фуфачева, “Интерпретация Лейс” Владимира Мицкевича, керамика Натальи Костровой — “Охота на рыбу”, “Добыча”, “Птица”... Эти и другие произведения вышеназванных (и не названных) авторов можно было увидеть (и, что немаловажно, купить) с 15 по 18 апреля на Нижегородской ярмарке на выставке “Вы = стрелы”, которая прошла в рамках выставки “Охота и рыболовство-2005”. Выставка “Вы = стрелы” не только проиллюстрировала тематику выставки, но и показала публике художественно проработанный основной закон жизни: точное попадание в цель и чувство, уводящее в область великой Охоты Духа. Такая позиция естественна для художника, поскольку он — тоже охотник... за Неведомым. На выставке были показаны произведения нижегородских художников. И это только часть проекта “Восток-Запад”, авторами и организаторами которого стали писатель Елена Крюкова и художник Владимир Фуфачев. За последние три месяца при поддержке Нижегородской областной рекламной палаты и Нижегородской ярмарки прошло уже шесть выставок нижегородских художников. Однако как культурный проект “Восток-Запад” оформился еще в конце 2003 года. А его осуществление началось в 2004 году с персональных выставок Владимира Фуфачева и издания и презентации книги “Тень стрелы” Елены Крюковой как в России, так и за рубежом. Финансирование этих культурных событий проходило как на деньги спонсоров (такие уже есть у проекта), так и на средства самих авторов проекта. Их целью было соединить культурными мостами страны Западного мира и Востока. Затем к проекту присоединились другие писатели, художники и театральные деятели. По словам Елены Крюковой, проект — открытая система. К нему могут подключаться творческие личности и меценаты. Костяк проекта уже есть. Например, художник Константин Пьянов, который делает перетирки на мягкую ткань или тонкую бумагу древних петроглифов, росписей, наскальных рисунков, фресок первобытного человека, в изобилии встречающихся в Монголии, Бурятии, Юго-Восточной Сибири и вокруг Байкала. Владимир Мицкевич, который интерпретирует эзотерику Востока. Владимир Логинов, который прекрасно знает Казань, Ташкент, Среднюю Азию и в произведениях которого есть целый видеоряд из богатого культурного наследия этих республик. А картина Логинова “Буран”, показанная на выставке, по колориту является истинно среднеазиатским произведением. И это только нижегородцы! Примкнули к проекту художники из других городов, а также деятели других видов искусств. Так, один из номеров московского журнала “Литературная учеба” будет полностью посвящен тематике “Восток-Запад”. Волнуют эти темы московских писателей Валерия Крапивина и Михаила Крупина, московских художников Сергея Смирнова и Екатерину Демурову. Не остались в стороне от проекта и зарубежные коллеги. В нем принимают участие писатели и художники из 10 стран мира — Франции, Германии, Италии, США и других. Например, Наталья Варфоломеева-Фалей (США), издатель Татьяна Родионова, которая живет во Франции, Татьяна Мурова (Голландия), Василий Гоч (Украина), Агила Сауран (Казахстан), Сюй Минь Юань (Китай) и другие. Собираются поддержать проект “Восток-Запад” и представители театра и кино. И некоторые режиссеры уже работают по книгам этого проекта. — Почему русский художник пишет образы Китая или Монголии? Ему это важно, — говорит Елена Крюкова. — На самом деле, это важно не только ему. Это какое-то веление времени. Художник, как мембрана, ловит импульсы времени и отражает их. Если в 60-х годах была модна поэзия, то сейчас читают детективы. Мы читаем и изучаем Шекспира в качестве серьезной философской литературы, а в те времена, когда он жил, это был театр, предназначенный для развлечения. В разные времена разная востребованность. Сейчас востребованность Востока для Запада очень большая именно потому, что террористы, война в Чечне заставили обратить на себя внимание: что такое Восток? Почему идет такой напряг? Так давайте снимем этот напряг. Давайте выявим наше родство, наши общие пути. Символ нашего проекта — это и знак солнца и луны как христианские и мусульманские символы. И в то же время они заключены в общекосмический знак — сферу, которая плывет в ладье. И этот знак напоминает взгляд, глаз, око, которое смотрит и видит прошлое и настоящее. Это и есть смысл проекта. Он должен обозреть объемно то, что происходит в мире. — Насколько этот проект уникален? — Этот проект не столько уникален, сколько традиционен, поскольку нити между Западом и Востоком издавна существовали. Цивилизация делится на два мегарегиона. Восток с его традиционными обрядами, которые передаются из поколения в поколение. И Запад с его новациями. Исторические связи прослеживаются и сейчас. Мы не открыли никакой Америки. Россия стала связующим звеном между ними. Российские художники находятся в довольно выигрышном положении, так как могут понимать менталитет и Запада, и Востока. Русский художник для Запада — человек Востока, для Востока — человек Запада. Мы начали свой проект потому, что, например, у Владимира Фуфачева ярко прописана тематика Востока, поскольку он из Восточной Сибири родом. Я там долго жила. И все это плавно перетекло в творчество. Но одно дело, когда мы делаем конкретное произведение, другое — когда это перерастает в культурное движение. Тогда в него включается разнообразный творческий народ. И сейчас речь идет уже о представлении движения “Восток-Запад” на культурных фестивалях. — Как будете представлять свой проект? Ездить по городам? — Да, по городам и странам, куда нас приглашают. Во второй половине 2005 года, в августе, в Хакасию нас пригласила вдова знаменитого художника Владимира Капелько. Она археолог, и наша активная группа будет там заниматься перетиркой рисунков древнего человека. Много крупных предложений с Запада. В октябре — это Брюссель, чуть позже выставку ждут в Риме. Затем — Париж и Марсель Кассель – в Германии, фестиваль русской культуры в Брно... Приоритетным направлением для существования проекта в 2005 году станет издание романа самой Елены Крюковой — “Юродивая”. Прообраз героини этой книги – Ксения Петербургская (Блаженная). А затем в планах Елены и ее издателя Игоря Преловского, главного редактора издательства «Дятловы горы», выход романов “Империя чувств” и “Зимняя Война”. По тематике и образности эти книги тоже включены в проект “Восток-Запад”. И после их издания Ассоциация франко-европейской литературы представит их на Парижском книжном салоне в марте 2006 года. По словам Елены Крюковой, смешение кровей в генеалогическом древе делает ее самое живым примером проекта “Восток-Запад”. В ее жилах течет и татарская, и цыганская, и русская, и украинская, и польская кровь. И, наверное, символично, что именно она стала организатором данного проекта. На вопрос, чего бы хотелось в итоге, она ответила, что хочется сделать модным интерпретацию русским художником Востока, как Дягилев в свое время сделал модным за рубежом русский балет. Мне это интересно. Почему еще хочется подключить к этому театр, кино? Помимо того, что я писатель, я еще музыкант, и мне важна пластика. Чтобы это были и картины, и выход пластических искусств, будь то пантомима или театр одного актера, оперная постановка или талантливая кинолента. Когда Валентин Юдашкин показал за рубежом свою индийскую коллекцию, был бешеный успех. Такого же успеха хочется ожидать и от этого проекта. И особенно приятно, что к нему причастны нижегородцы. Светлана МУРАТОВА |
© 2008, Е. Крюкова (контент), Н. Крюков (дизайн)