|
Елена Крюкова: - Детектив – не мой жанр!Зачем музыкант пишет роман о скинхедах?Киносценарист, который не хочет делать сериалы. Поэт, которым восхищался Евтушенко. Прозаик, к которому приклеился ярлык первого нижегородского эротического писателя. Пианистка и органистка. Наконец, просто женщина и мать двоих детей. И это все Елена Крюкова. Сегодня она работает над сценарием фильма по своему изданному роману «Изгнание из рая» и над сценарием фильма «Delirium» - по роману неизданному. Кроме того, недавно Елена презентовала в Нижнем Новгороде три книги проекта «Роман-кино». Елена и не думала, что ее роман «Изгнание из Рая» попадет в руки московских продюсеров, что ее романом «Юродивая» будут зачитываться серьезные режиссеры, что шеф-редактор столичного телеканала, прочитав ее роман «Красная Луна», воскликнет: «Дайте мне этот материал – я давно о таком мечтал!» «Да, я самая счастливая! - улыбается Елена. - Кино – мой сон, что становится явью. Я прожила четыре жизни: жизнь музыканта, жизнь поэта, жизнь прозаика-романиста, сейчас вот – жизнь в кино... Но вы забыли пятую жизнь: куратор, искусствовед. Мы с мужем, художником Владимиром Фуфачевым, столько уже сделали арт-проектов и в России, и во Франции, и в Америке, и в Германии... Живопись окружает нас, волшебство цвета и света помогает мне писать – так же, как моя музыка...» - Елена, чем отличаются книги, которые выходят под фамилиями Крюкова и Благова? - Под псевдонимом «Елена Благова» у меня вышли восемь романов в московском издательстве «Центрполиграф». Три романа этого проекта я хочу переиздать уже под своим настоящим именем. Это «Изгнание из Рая», по которому сейчас снимается фильм, «Аргентинское танго» и «Ночной карнавал». Последний рассказывает о первой русской эмиграции в Париже, это не совсем реалистическая вещь... такой роман-сказка, роман-сон. Мне бы хотелось опубликовать его без купюр, потому что издатели серьезно сократили это произведение. Например, они убрали линию расстрелянной Царской семьи. Они посчитали, что эта тема перегружает текст. Остальные пять книг для меня стали своеобразным упражнением в экшне. Я легко освоила жанр детектива, но скоро поняла, что это не мое. Схема мне скучна – я сразу ее вижу, а по канве вышивать не могу. Мне нужно чувство живой жизни – свежей, яркой, непредсказуемой! - Расскажите про три книги нового вашего проекта «Роман-кино». - «Зимняя Война» - это история солдата фантастической Зимней Войны, которая идет в горах Востока. Один из символов этого романа - драгоценный сапфир. Его хранит девочка Анастасия, в которой можно узнать черты младшей дочери царской семьи. Камень бережно хранят, за него убивают... тысячелетия назад этот сапфир, который украшал корону российских Царей, был «третьим глазом» золотой статуи Будды, мирно сидящего в своем капище. Роман заканчивается не войной, а любовью, солдат находит счастье в объятиях царевны Стаси. Роман «Империя Ч» - о любви, это полусказочная история русского моряка и русской девочки, которые встречаются в портовом притоне Иокогамы. Любовь тут, в романе, великая. Мне хотелось написать русских Тристана и Изольду. Кажется, это получилось. Третья книга - «Красная Луна» - об агрессии. Чтобы написать эту книгу, я перелопатила всю историю ультраправого движения. По жанру это не просто реалистический слепок жизни, а скорее социальная фантастика. Я написала то, чего не было: резню в Москве, которую устроили скинхеды. Но, по большому счету, кроме мистической линии пророка Нострадамуса, в этой книге все реалистично: от богатых мафиков до бомжей в чепках. Два телеканала мне предложили экранизировать это произведение, но боюсь, что эта тема в сериале затрется. - Почему у вас в этом романе так много жестокости? - Как женщина, как баба, как мать двоих детей я хочу оставить роман «Красная Луна» заветом, предостережением. Такую книгу могла написать только женщина. - «Красная Луна» - это образ Апокалипсиса… - Не только. Историки вспомнят, что свастика в первые годы после Мюнхенского путча была изображена именно на красном фоне. Да, это «луна цвета крови», безумная идея о чистоте крови, расы, которая обуревает умы людей. Потом они пытаются построить на базисе этой идеи мифологические храмы, которые рушатся на наших глазах. Появление ультраправых – это болезнь общества. Конечно, у социума в любой стране одинаковые болезни, но сюжет в «Красной Луне» типично российский. Главные герои романа – три брата, причем каждый из них ничего не знает о существовании двух других. Это книга о братоубийственной войне, которую Россия когда-то уже пережила. И хочет пережить опять. - Герой одного из ваших романов приезжает покорять Москву. В этом есть автобиографический момент? - У меня в книгах много автобиографических моментов. Как и герой романа «Изгнание из рая» Митя Морозов, я тоже работала дворником, когда жила в Столешниковом переулке. Кто из приезжей артистической богемы в Москве в то время не был дворником или кочегаром? Как героини «Праздника вина» и «Ночного карнавала», я исходила парижские улицы, пила мускат в ночном кафе в Латинском квартале... как Катя Терсицкая из «Тени стрелы», смотрела на золотого Будду в бурятском храме... как Ксения из «Юродивой», наблюдала «звездный ход омуля» в прозрачной воде Байкала... - Что-нибудь удалось экранизировать? - Сейчас работаю над сценарием фильма по мистическому роману «Изгнание из рая». Всю весну и лето мы с режиссером Эдуардом Реджеповым («Блюз опадающих листьев», «Охламон») работали над сценарием и сделали восемь вариантов. На студии «Тартуга-фильм» занимаются подбором актеров. А я делаю по желанию продюсеров еще один вариант сценария... Все трудно, но безумно интересно! Реджепов – глубоко верующий человек, он мусульманин. Я считаю, что он может сделать серьезный философский фильм. Меня пригласили на кастинг в Москву. Главную роль дьяволицы-искусительницы исполнит моя однофамилица Евгения Крюкова. Съёмки пройдут в Москве и Париже. Одну из главных ролей, француженку Изабель, будет играть малоизвестная французская актриса. Сейчас, кроме этого, я работаю над короткометражным фильмом «Delirium», который мы делаем с молодым режиссером Антоном Дедиковым. Он нижегородец, но живет в Риме. Он окончил римскую Высшую школу кинорежиссеров и снимает фильмы по заказам итальянских телекомпаний. Сейчас Антон курсирует между Италией и Нижним Новгородом. Здесь у него живут родители, друзья. У фильма такой сюжет. Священник бежит из монастыря и сразу же окунается в бушующий океан современной жизни и встречает десятилетнего мальчика. Кто такой мальчик? Может, это он сам, только пришедший из прошлого?.. Это авторское кино, а не блокбастер. Кроме того, я пишу сценарий художественно-документального фильма об отце Павле Флоренском. Я его обожаю. Это настоящий поэт в богословии, в русской философии. Однажды мне в руки попали материалы о его нижегородских корнях. И я начала работать над сценарием художественно-документального фильма для Первого канала. Четыре истории от Елены Крюковой Михалков любит писателей, а не журналистов С Никитой Михалковым меня познакомил Владимир Седов, который в то время был министром культуры. Сначала мэтр очень насторожился, приняв меня за журналистку. Но Седов успокоил его, сказал, что я пишу книги. Тогда Никита Сергеевич начал со мной разговаривать о серьезных вещах: по поводу литературного процесса в России, судьбы жанра романа. Он спросил о том, как я отношусь к тому, что сейчас появилось так много женщин, пишущих какие-то странные романы и буквально мешками их издающие. Я сказала, что не все, что считается книгой, это книга. Пусть эти романы живут и доставляют кому-то удовольствие, хотя бы сиюминутное. Ведь и в кино на один шедевр приходится десяток не шедевров. Я подписала Михалкову книгу «Кровь польских королей» - там была такая вещь, «Страсти по Магдалине», из которой потом вырос замысел «Юродивой»... А когда вышел мой роман «Тень стрелы», Седов позвонил Михалкову, который в то время был в Риме: «Крюкова написала роман про барона Унгерна, про Азиатскую дивизию. Это как раз «твоя» тема». Я сижу – ни жива ни мертва. Михалков ответил, что, пока не осилит «Утомленных солнцем-2», за Унгерна не возьмется. Правда, роман ему понравился, и я услышала много теплых слов в свой адрес. Спилберг сценария так и не увидел Когда роман «Тень стрелы» вышел во Франции, я написала по нему сценарий. Его мои французские издатели отправили в Голливуд и показали Наталье Варфоломеевой-Фолей. (В прошлом она - писательница, а сейчас у них с мужем адвокатская контора в Голливуде, они занимаются защитой авторских прав). Она сказала: «Да, у нас есть возможность показать этот сценарий в мастерской Спилберга. Давайте зарегистрируем авторские права на этот сценарий, переведем его.» Потом оказалось, что регистрация стоит 4,5 тысячи долларов, перевод – около 6 тысяч. Так Спилберг сценарий и не увидел… Пока - не увидел. Продюсер, похожий на Есенина Сергей Лепский, шеф-редактор телеканала ТВ-Центр, продюсер и режиссер, предложил мне снять «Красную Луну» в виде сериала. Сейчас я раздумываю над этим. Конечно, если за дело возьмется хороший режиссер с не менее достойными актерами, то должен получиться многосерийный художественный фильм, как «Доктор Живаго» у режиссера Прошкина. Кстати, познакомилась я с продюсером случайно. Моя издательница Татьяна Родионова живет во Франции, в городе Экс-ан-Прованс, на родине Мишеля Нострадамуса. И какими-то неисповедимыми путями от нее «Тень стрелы» попала к Лепскому в Москву. Сергей мне написал: «Лена, книжка супер, надо встречаться!». Сережа оказался невероятно веселым, светловолосым, искрометным человеком «есенинского» типа, только без трагизма. Через пару дней он говорит: это многомиллионный проект, нам Никиту Михалкова никак не обойти. Мы будем искать деньги за рубежом. А еще он попросил меня подписать «Тень стрелы» для Константина Эрнста. Когда в августе у меня вышли книги проекта «Роман-кино», мы с Лепским в очередной раз встретились, я протянула ему «Красную Луну». Сергей говорит: «А у тебя сценарий уже есть? Это надо срочно снимать! ТВ-Центр хоть завтра запустит этот проект». Я понимаю, что эта тематика – «жареный блин», сейчас она в моде. Машков за миллион долларов Как я уже говорила, на роль женщины-дьявола утвердили мою однофамилицу Евгению Крюкову. Она охотно согласилась снимать в фильме. - Хорошо! Мне нравится играть ведьм! – сказала она. Она уже снималась в фильме «Ведьма», ремейке советского «Вия» с Натальей Варлей. Продюсеры до сих пор не могут подобрать актера на роль Мити Морозова. Сначала на кастинг пригласили Епифанцева. Он мне понравился, я считаю, что он мог бы «потянуть» эту роль. Но потом от этой идеи отказались, потому что Епифанцев - слишком фактурный. У него яркая, характерная внешность положительного героя «с бицепсами». Меня спрашивали о том, кого бы я хотела видеть в роли Мити. Тогда я так робко говорю: «Наверное, Машкова. Он идеально подходит для этой роли». Но мне популярно объяснили, что Машков «стоит» миллион долларов, а такие деньги вряд ли удастся найти. Бюджет фильма и без того тянет на пять миллионов. Сейчас продюсеры хотят найти неизвестного, но талантливого актера. Они ездят по театральным училищам, чтобы открыть «звезду». Александра АРХИПОВА Фото Дмитрия Маркова |
© 2008, Е. Крюкова (контент), Н. Крюков (дизайн)